Записки с осциллографа

Read more...Collapse )

Крым 2016. Чатыр-Даг, часть III. Верхнее плато
Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу,
есть дело предосудительного равнодушия.

Павел Сумароков, "Записки крымского судьи,
или Второе путешествие в Тавриду"

Весь второй день у нас был запланирован на то, чтобы подняться на Эклизи-Бурун, четвёртую по величине вершину Крымских гор (1527 м). Долгое время, пока не появились достаточно точные приборы, она считалась наивысшей точкой. Неудивительно - эта скалистая гора видна за добрую сотню километров и ясно выделяется среди пейзажа. Только когда стало возможно провести нормальные инструментальные измерения, первое место перешло к горе Роман-Кош (1545 м), которая и не гора вовсе, а пара сисек недалеко от северо-западного края плато Бабуган.

Верхнее плато Чатыр-Дага - хорошо выделенный из окружающей местности горный массив, вздымающийся над уровнем моря на 1400-1500 (с хвостиком) метров, и на 300 с лишним над Нижним плато. Правильная трапеция заметна издалека, в идеальную погоду практически от самого северного въезда в Крым, от Джанкоя точно. С запада его ограничивают долинки истоков Качи, а с востока Ангарский перевал. Забраться сюда можно с юга и с севера, если не брать в расчёт скалолазные способы. Уже в путеводителе Марии Сосногоровой, изданном 140 лет назад, описывались туристические маршруты, на которых проводниками работали местные татары. Сервис по тем временам был достойным - транспорт (лошади), жильё с питанием (пастушьи хижины) и прочий колорит. Первым же из российских краеведов сюда забрался Сумароков в самом начале XIX века.

Если целью стоит именно посещение Верхнего плато и его вершин, Ангар- и Эклизи-Буруна, то лучше всего начать восхождение сразу от Ангарского перевала и возвращаться туда же, верхами или низом. Ну а мы в любом случае шли своей дорогой, от Точки. Для этого немного вернулись по остаткам бетонки, что вела к выносному антенному полю, и свернули вглубь плато, сначала по ещё видимым следам колеи, а потом просто следуя цепочке туров.

Идём на Верхнее плато

На Верхнее платоCollapse )

Крым 2016. Чатыр-Даг, часть II. Мраморная пещера
norksher
Мраморная пещера находится в северо-западном углу Нижнего плато, на высоте 920 м., идти до неё от Точки недолго, тем более налегке. Даже самым неторопливым шагом не более часа. Открыли её сравнительно недавно, в 1987 году, можно сказать, случайно - места здесь давно нахоженные и можно сказать, обжитые. Природный вход выглядит как узкий лаз, притаившийся в лесу на косогоре возле дороги. За исследование и оборудование пещеры взялся недавно образовашийся "Оникс-Тур", и уже в 1989-м Мраморная приняла первых посетителей.

Название происходит от места залегания, толщи тяжёлых мрамороподобных известняков. Мраморная входит в пятёрку самых красивых пещер мира, и она же самая крупная в Европе из оборудованных. Её протяжённость более 2 километров, а длина экскурсионных маршрутов - 1.5 километра. Если жаба не душит, стоит явиться сюда как можно раньше и выбрать самый продолжительный, не разочаруетесь. Как можно раньше потому, что в разгар лета здесь настоящий бум, можно просто не успеть. Мы пришли в начале шестого вечера, но и конец июня ещё не самый пик, поэтому просто подождали формирования группы. Тем не менее, народ был допоздна, как минимум ещё одна группа готовилась к заходу, когда мы уже были на поверхности.

У самого входа, когда относительная глубина ещё невелика, с поверхности в поисках влаги проникают корни каменного дуба. Выглядит несколько инопланетно.

Прихожая Мраморной пещеры

В Мраморную пещеруCollapse )

Крым 2016. Чатыр-Даг, часть I. Заброска
norksher
Под конец месяца мы устроили закрытие ещё одной ачивки. В прошлом году, из-за того, что ночёвка на Точке (база Оникса на Нижнем плато Чатыр-Дага) вышла спонтанной, и припасов у нас было впритык, задерживаться мы не стали. А в этот раз целенаправленно собрались и пошли, чтобы встать там и налегке покорить четвёртую по высоте вершины Крымских гор, Эклизи-Бурун. Доехали до Ангарского перевала, дошли до развилки возле небольшой подстанции. Сейчас мы уже знали, что надо, несмотря на кажущуюся очевидность пути, сначала взять немного восточнее. Правильная тропа к подъёму в Тисовое ущелье лежит на полянке, возле которой эта подстанция стоит. На кожухе подстанции нарисована зелёно-белая стрелка. По уже однажды разведанному пути идти получается быстрее :). В лесу прохладно, чувствуется высота. Это внизу уже вступила в свои права настоящая летняя жара.

Начало подъёма за подстанцией

ПоехалиCollapse )

Крым 2016. Бахчисарай, часть III. Тепе-Кермен
norksher
Покинув Чуфут-Кале, мы пошли по накатанной дороге в сторону вершины Сарби-Хая (она же Чуфут-Кале). На карте она отмечена триангулятором, но на самом деле от него остался только след в грунте, и квадратная канавка по периметру. Над маркой стояла тренога весёлого жёлто-оранжевого цвета, увенчанная плюшкой GPS/ГЛОНАСС-приёмника, а рядом, за столиком, среди туек и можжевельника отдыхал геодезист. Разговорились. Оказывается, в Крыму работает целая партия, которая занимается восстановлением и обновлением сети топопривязки. После короткого, но довольно утомительного перехода под последполуденным солнцем было приятно посидеть в тени. Попутно я вспоминал, где же находится начало спуска на отрог, ведущий к подножию Тепе-Кермена. 25 лет назад мы, как обычно, шли здесь не в потёмках, но всё же в сумерках, и осенью растительности-то куда поменьше. Но, прогулявшись вдоль обрыва, нашёл.

Тропа очень круто падает вниз, наискось смещаясь по склону в сторону сосновой посадки. Весь косогор густо зарос мелколесьем из дубового шибляка, карагача и можжевельника. Много осыпей и опасных участков. Мелкие плитки мергеля так и норовят податься под ногами и съехать. Местами видных застывшие потёки, похожие на кляксы низкосортного цемента: по сути, этот вид известняка как раз цементом и является. Его размалывают, обжигают, удаляя связанную воду, и всё! Даже в таком, сыром виде, он вполне способен образовывать раствор из намокшей пыли :). Незадолго до кромки сосняка надо свернуть со спуска направо и пойти вдоль склона. Несмотря на видимость тропы внизу, на самом деле её продолжение идёт горизонтально и ныряет в лес несколько позже. На этом участке можно бесплатно пройти сеанс иглорефлексотерапии - можжевельник и кое-где шиповник без труда обеспечат :-D.

Вид на долину Сарабей

На Тепе-КерменCollapse )

Крым 2016. Бахчисарай, часть II. Чуфут-Кале
norksher
Второй день наших приключений начался с приятного дополнения к ночлегу на "Привале" - лёгкого, но вкусного и сытного завтрака, включённого в проживание. Собравшись, мы пошли обратно к остановке возле ханского дворца, чтобы уехать к устью долины Марьям-Дере, откуда начинается подъём к Успенскому монастырю и далее. На противоположной стороне долинки, прорезанной ручьём Чурук-Су, торчат несколько сфинксов, выточенных эрозией из мшанкового известняка. У каждого есть своё название. Местный ловкач, везущий свежеиспечённый лаваш в ту же сторону, куда было надо нам, за разумную денежку подвёз прямо на самую верхнюю стоянку, избавив от необходимости топать несколько сотен метров по крутой забетонированной дорожке.

Ещё совсем недавно лестница, ведущая непосредственно на территорию монастыря, была в первоначальном виде: вырублена в массиве скалы и за многие века основательно вытерлась миллионами ног. Несколько лет назад её обновили, и теперь подниматься по ней безопасно. У начала развёрнуто несколько церковных ларьков, тут же трутся один-два прикормленных попами ряженых "казаков". Это склочные и гадкие личности, с надутыми от ЧСВ животами. Лучше всего вовсе не обращать на них внимания. Рядом родник, где стоит набрать свежей холодной воды. Дальше, в зависимости от маршрута, её может не быть довольно долго. Мы залили бутылки из-под минералки и двинули. Последний раз я бывал в этих краях ещё в школьные годы. Проходили мы Марьям-Дере, как правило, в сумерках; и никуда не сворачивали, срезая через караимское кладбище сразу к спуску в сторону Тепе-Кермена. Так что на самом Чуфут-Кале я тоже не бывал до сей поры :). У арки надо свернуть на правый борт долины, к зигзагообразному подъёму. Тут же, у входа на кладбище, находится место, которое называется Балта-Тыймез, "Топор не коснётся". Учитывая, что в исламе священные рощи как-то не прижились, это явный отголосок куда более ранних верований - от самого основания городоа. Впрочем, тюркоязычное население Крыма сложилось из такой мешанины степных и местных племён, что политеистические ритуалы и воззрения дожили кое-где до конца XIX века.

Сфинксы Староселья

К Чуфут-КалеCollapse )

Крым 2016. Бахчисарай, часть I. Ханский дворец
norksher
Хотя были мы там 16-18 числа, руки добрались только сейчас, потому что сначала возня с отснятым материалом (250+ кадров), потом ещё поход, и ещё фотки, и так далее :). Но вот сейчас, наконец, за несколько дней до отъезда, всё подобрал и сел писать. Материал будет разделён на три части, т.к. иначе писанина разрастается неимоверно.

Целью поездки в Бахчисарай я ставил побывать на Тепе-Кермене, куда последний раз заглядывал, наверное, ещё в начале 1990-х. Ну и попутно - Ханский дворец, где не бывала Ольга, а также Чуфут-Кале, мимо которого я проходил несколько раз, но так ни разу и не зашёл. Чтобы туда попасть, требуется целых три пересадки: в Алуште, в Симферополе, и в самом Бахчисарае. В день отъезда из Малоречки мы застали последнюю относительную прохладу, и даже на автостанции "Курортная" возле ж/д вокзала ещё удалось сразу взять билеты. В самом Бахчисарае, после полудня, началась жара. Лето пришло :). Так или иначе, добрались мы до Староселья уже почти в 14.00. Возле дворца народ перехватывают разные зазывалы из расположенных поблизости кафешек. Нас уговорила татарка в возрасте, но мы пока только оставили у них в служебке рюкзаки и налегке пошли бродить по дворцу. Описание его устройства и истории есть на Вики, а я буду показывать то, что мы наснимали.

На территории дворца много роз, за ними тщательно ухаживают и всячески холят. Не Никитский Сад, но всё обустроено. Главный внутренний двор довольно велик, только по нему, если не спеша и всё рассматривая, можно бродить почти полчаса.

Фонтан в розах

Михраб в ханской мечети

Золотой фонтан

Фонтан слёз

После первой части осмотра группа переместилась во внутренние помещения, в гарем. Экскурсовод утверждал, что настоящих, достоверных сведений о его устройстве и организации нет, всё что вообще известно, восстановлено по косвенным источникам. Внутри, как в том анекдоте про Эрмитаж: чистенько, но скромненько.

Посуда из гарема

Диваны

Спальня с колыбелью

Курильницы

Ещё диваны

Музыкальные инструменты

За гаремом находится несколько двориков с фонтанами. Там разбит розарий, а каменный забор оплетён плющом. Это не просто плющ, а настоящее плющевое дерево! Все годы существования дворца оно растёт и плетётся. Дальше обзор переходит на второй этаж гаремного корпуса, где выставлены различные экспозиции с утварью, предметами одежды и быта крымских татар различного времени. Отдельная комната рассказывает об Усеине Боданинском, первом директоре дворца-музея. На выходе ещё один дворик, в нём растёт самец шелковицы чисто мужское дерево шелковицы, которому более 500 лет.

Розарий и плющ-дерево

Инструменты скотоводов

Вёдра, тазы, подносы

Самец шелковицы

Прямо возле дерева - вход в небольшое помещение, где устроена выставка археологических и не очень находок, в основном золота и различных богатых украшений, предметов отделки одежды. Некоторые вещи отлично смотрелись бы и на современных нарядах.

Амфоры и прочая посуда

Кольца, пряжки, крестики

Головные украшения

Пояс и детали отделки

Сил у нас оставалось немного, поэтому мы решили заглянуть ещё только в одно место - Соколиную Башню, где находится выставка оружия тех эпох. Рядом, через двор, торчат две хоромины - это купола соответственно мужского и женского банного корпусов. Они были устроены по турецкому типу и работали аж до 1924 года, пока не были закрыты в связи с крайней ветхостью. Напротив дворца, на гору, ярусами, подобно скворечникам, лепится частный сектор.

Бани

Шпаги и сабли

Кавалерийские бабахи

Палаши и разная экзотика

Налазившись по дворцу, мы отправились перекусить в кафе, где оставили рюкзаки, а после, учитывая время, пошли устраиваться на ночлег. Я заранее присмотрел недорогой вариант в ТОК Привал. Это удобное место для того, чтобы забазироваться в тишине и совершать однодневные вылазки по окрестным достопримечательностям, хоть пешком, хоть на машине.

Крым 2016. Холмы и грибы
norksher
Из-за некоторых технических проблем возможность продолжить повествование о пребывании в Крыму вернулась только сейчас. Поэтому все "сегодня", "завтра" и прочие относительные указатели пространственно-временного континуума следует воспринимать в контексте некоторого перескока :).

На днях немного прогулялись в холмы на восток от села. Пошли, в общем-то, за чебрецом, который из-за затянувшейся прохладной погоды всё ещё цветёт. Но по пути на нас набросились грибы. Уж мы их резали-резали, резали-резали, пришлось сбежать - не вмещались. Чебреца тоже набрали. И хотя погода хмурилась вполне угрожающе, дождь так и не пошёл - облака, сползая в сторону моря, постоянно растаскивались восходящими потоками. Зато горы от высоты 800 и далее были напрочь затянуты. "Пришла обезьяна", называется.

Подниматься начали от окраины у заправки, на выезде в сторону Рыбачьего. Потом, на гребне, пошли по дороге и разным тропкам общим направлением на север. С холмов далеко видно в обе стороны, на восток до Меганома, на запад до Аю-Дага. Сухие предгорья частично облесены сосновыми насаждениями, но не везде они прижились. Между ними растёт т.н. шибляк: мелкая поросль дуба, карагача, держидерева и прочей угнетённой флоры. В затенённых местах и на северных откосах сразу появляются густые поросли лишайников.

По пути услышали странный звук, идущий одновременно отовсюду и ниоткуда. Сначала я подумал, что это ЛЭП - поперёк гряды проходит линия. Но даже когда мы отошли далеко, холмы продолжали тихонько петь. Это не было характерной игрой ветра на сосновых иглах, потому что террасы давно остались позади, и не звук множества насекомых, и лиственное мелколесье под ветром звучит совершенно иначе. Так и осталось загадкой.

Насекомыш на чебреце

За грибамиCollapse )

Крым 2016. Гештальт №2, или Родники найденные и ненайденные
norksher
Одним из спорных вопросов, по которым на Трэвеле у меня возникли разногласия с другими крымскими бродягами, до сих пор оставался загадочный родник. Он есть на всех более-менее достоверных картах, включая верстовку РККА 1941 года и уникальные рукодельные карты Игоря Белянского. Но я, хорошо зная ту местность, настаивал на том, что на самом деле родник находится примерно в 400 метрах западнее, в ущелье, образованном восточным свесом горы Ликон и западным пиком скал Самал-Кая. Закрыв один вопрос, с дорогой в никуда, я отдохнул и 10 июня, так же налегке, почесал установить и задокументировать истинное положение дел.

Утро, даже несмотря на восходящее солнце (я вышел примерно в 6 утра, когда оно уже вылезает из-за холмов), было откровенно зябким. Как я надел куртку на окраине села, так и не снимал до самого выхода на маршрутную тропу-дорогу под Белой, то есть ближе к полудню.

Вид на угол плато Тырке (Стол-Гора)

Пойти дальшеCollapse )

Крым 2016. В поисках потерянной дороги, или История одной неудачи.
norksher
В прошлом году я уже попытался отыскать эту загадочную дорогу, которая, по заверениям нескольких очень разных людей, существует и тем или иным образом накоротко связывает маршрут №138 "Джур-Джур - Демерджи" с лощиной у родника Ай-Лия выше Лесхоза. Не раз проходил мимо развилки, но то и дело просто не было времени, чтобы вдумчиво изучить, куда же она ведёт. А 5 июня целенаправленно потопал, чтобы прояснить этот вопрос :). Как раз отпустила погода - долго шли дожди, зацепив краем и наш приезд

Сначала я предполагал пройти напрямик, через водораздельные предгорья между Лесхозом и долиной Улу-Узени. Далее на скалы Биас-Таш, по старой просеке или тому, что от неё осталось, а оттуда на нитку 138-го. Но результат затяжных ливней заставил изменить планы. Перейдя пригорок за селом и сунувшись к винограднику, откуда по козьей тропке можно выйти на нужный мне хребет, я упёрся в разлившуюся речку. Мутный от размытых сланцев поток был шириной метров восемь и глубиной явно выше колена. Форсировать такое препятствие - удовольствие весьма сомнительное. Поэтому я пошёл в Генеральское, чтобы сразу выйти на маршрутную тропу возле нижнего КПП в Хапхале.

Скалы Биас-Таш, первоначальная цель. Узкая полоска опушки поверх подковы - место, где можно пройти к южному мысу, а от него подняться на 138-й маршрут.